Субботний вечер

Во встречах с этими писателями есть что-то от эпохи Серебряного века, есть что-то неуловимое, словно, оглядываясь, ищешь по залу глазами Пегаса, который был и исчез, оставив нам, слушателям, автора и его произведения. В последнее время «Книгарня-кав'ярня» дарит нам удивительные вечера-знакомства, на которых каждый одессит имеет возможность прикоснуться к современной отечественной литературе. Только весной многие открыли для себя такое явление украинской поэзии, как Юрий Издрик, как вновь удача - молодой, но уже далеко не начинающий феноменальный писатель Александр Михед. Благодаря «Школе Арт-менеджмента» (Одесса) киевлянин смог представить публике свои новые произведения «АмнезіЯ» и «Понтиїзм».

Помещение «Книгарні - кав'ярні», что называется, было забито под завязку. Пришли те, кто уже знаком с творчеством Александра Михеда, и те, кто впервые слышал эту фамилию, но кому небезразлично, как развивается украинская литература. Долгое время она находилась в роли «спящей красавицы». Очевидно, так и должно было быть, поскольку сейчас она дарит нам ярких личностей, к коим, без сомнения, можно отнести и Александра Михеда - культуролога и литературоведа. Ему с легкостью удаются как маленькие рассказы, очерки, заметки, так и эссе, с которыми уже знакомы читатели Польши, Чехии, Словакии, Германии и Туманного Альбиона. 
На этот раз публика не только слушала, но и увидела воплощение книжных образов в жизнь: перед зрителями актеры киевского театра «Дах» Вишня и Максим Демский разыграли целый спектакль. Это произвело на меня сильное впечатление, ведь я шла просто на встречу с писателем. 
Чем же вызван такой интерес к нему со стороны критиков мирового уровня? Все очень просто: «АмнезіЯ» - книга о нашей с вами памяти. Как она работает? Почему мы запоминаем незначительные моменты в жизни, а глобальные забываем? В чем секрет этой выборочности? Нет, Александр не врач, у него другая задача, он хочет сделать нас наблюдателями за собственной жизнью, словно еще раз напоминая: «Не бегите, остановитесь, прочувствуйте каждую минутку!» Что касается стилистики и формы, то мне показалось, что Михед и Издрик где-то созвучны - та же обрывочность фраз, жесткость конструкций, глубокая смысловая нагрузка. 
Что же можно сказать о второй книге - сборнике сказок и рассказов «Понтиїзм»? Тут уже совершенно другое, здесь киевский писатель выступил со свойственным молодым максимализмом обличительства ран и пороков общества. Да, пороки общества вечны, но при этом каждая эпоха окрашивает их в свой цвет - настоящее для Александра предстало в цвете войны и молодого виртуального государства. 
А теперь я отвечу на ваш мысленный вопрос, дорогие мои. Нужно ли приобретать его произведения? Достойны ли они того, чтобы поселиться у вас на книжной полке? Да, достойны, поскольку с паном Александром Михедой поговорка «молодо- зелено» не работает. Так что читайте, дорогие мои, и наслаждайтесь новым видением жизни и новой украинской литературой. 

С любовью 
ваша Божена.

 

Одесский вестник, №31, 26.07.2014