KEEP STYLE AND READ UKRAINIAN
За спиной у нас остались два колоссальных события. Литературный мир на уши поднял Книжный Арсенал, городскую жизнь — Ретро Круиз.
Как-то выпивала я с одной журналисткой, и она спросила, есть ли у меня план по популяризации литературы и искусства среди населения. Я опешила, потому что никакого плана у меня нет. Точнее, не было.
По долгу службы мне приходится посещать самые разнообразные мероприятия: от приемов до тусовок в подвалах. И я все время задаю людям одни и те же вопросы, и в зависимости от места обитания, слышу одни и те же ответы. Мои друзья писатели не верят мне, что в Украине все еще есть люди, которые не знают, кто такой Тарас Прохасько. А их как рыбы во время нереста — уйма. У одних это вызывает дрожь и недоумение, у других — ярость, а третьи думают, я вру.
Если бы все классные ребята, которые тусуются в Можжевельниках/Атласах/The Burger’aх начали читать молодых украинских авторов, литература, а соответственно, и интеллектуальный уровень населения невообразимо бы поднялся. План мой до безумия прост, и заключается в соединении, скрещивании, а если хотите, в синкретизме тусовок. Такой себе постмодернизм социальных групп. Сегодня я в роли селекционера за пролетарским станком ставлю на конвейер умных и красивых людей: Книжный Арсенал в гостях у Ретро Круиза.
Мы выбрали пять книг: два поэтических сборника, два романа и одну философскую книгу украинских авторов не старше 35 лет. Это не топ-5 книг, которые Вы обязаны прочитать. Запомните, не существует никаких топ-20, топ-100, топ-миллион книг, которые Вы всенепременно должны прочитать. Это вздор, тарабарщина, тупой маркетинговый ход, который не развивает, а калечит вкусы. Вы должны читать то, что хотите. Ключевое слово — читать. Редакция ArtMisto представляет наглядный материал для подтверждения моей болтовни.
Владимир Ермоленко
Далекие близкие«Далекие близкие» — книга одного из самых ярких философов последних лет. Это эссе по философии и литературе про Руссо, Месмера, Гофмана, Мишле, Флобера, Шпильрейн, Гари, Барта, Зонтаг и Турнье. Автор говорит, что его всегда раздражала удаленность тех людей, чьими именами подписаны книги в его библиотеке, и поэтому он представил, что эти персоны являются его друзьями или соседями, что он едет с ними утром в лифте, как обычный сосед, занимает у них соль, с одними — конфликтует, а с другими — выпивает по вечерам. Владимир Ермоленко предлагает взглянуть подробнее на биографии, на боли и радости «классиков», которых мы привыкли воспринимать только через их тексты, но не сквозь призму жизни, которая дает намного больше разгадок и является историей, касающейся нас больше, потому что показывает, что все «большие» имели тела, эмоции, в конце концов, были такими же людьми, как и мы. Это идеальный вариант для всех, кому философия дается очень тяжело. Как мне, например.
София Андрухович
Феликс. Австрия«Феликс. Австрия» — первоклассный роман украинской писательницы Софии Андрухович, который в прошлом году получил литературную премию «ВВС Книга года». История рассказывает о странных и сложных отношениях Стефы и Адели, ее муже Петре и о маленьком мальчике со способностью к сверхгибкости – Феликсе. Роман выдержан в точных соответствиях со временем и местом, о которых идет речь — Австрии 1900-го года. Кажется, в романе нет ни одного слова, к которому София отнеслась бы с легкой толикой небрежности. Все детали проработаны, и это чувствуется, нет выпадов, неточностей. Безусловно, в книге есть отсылки и к Бруно Шульцу, и к Йозефу Роту, и к Захер-Мазоху, и, как известно, их очень интересно отгадывать. Но не волнуйтесь, если Вы не читали вышеуказанных авторов, Андрухович пишет так, что Вам это не понадобится.
Советую прочитать потрясающую рецензию Евгения Стасиневича на ЛитАкценте. Но, главное, прочитайте книгу. Посмотрите, как увлеченно выглядит парень на обложке.
Мирослав Лаюк
МетрофобияМирослав Лаюк — маленький гений. Сейчас ему 24 года, а это уже его второй сборник. Его простые, близкие, понятные истории вызывают такую же простую и понятную любовь к человеку. Тем не менее, сердцевина текста, то, что кроется за ним, или, в некоторых случаях, в финале — объясняет и текст, и всю твою жизнь в целом. Бывает же такое, что судьба садится напротив тебя в обычный вечер среды и открывает тебе тайны жизни. Так, безусловно, поступает Мирослав. В текстах много самого автора, и это ошибочно можно спутать со спесью, но как говорил Дмитрий Воденников: это всего лишь потому, что автор надеется, что читатель найдет в этом тексте и себя, и это поможет ему. Истинно говорю Вам: помогает. Попробуйте, авось и вам откроются тайны жизни.
Отдельного внимания, конечно же, заслуживает художница Жанна Кадырова, которая сделала из книги Мирослава особый вид искусства.
Таким образом, у этого сборника, по Чехову, прекрасно все.Елена Герасимьюк
Глухота«Друзья, кажется, мы присутствуем при рождении важнейшего поэта нашей эпохи. И пришло самое время затаиться, не дышать, чтобы случайно не спугнуть и не нарушить изящную механику этого процесса»
Дмитрий Казаков, поэт, литературный критик, арт-директор «Довженко. книги.кава.кіно»
Название сборника – радикальная противоложность автора. Елена Герасымьюк слышит острее остальных, от того и говорит громче. Она практически кричит тебе на ухо, и что удивительно, ее можно услышать, просто читая текст. Поэзия Елены нервная, судорожная, она хлещет тебя по щекам с такой силой и благословением, как будто ты всю жизнь был пьян и в миг отрезвел.
В предисловии Иван Андрусяк говорит, что «сюжет» книги читается так: во времена тотальной глухоты надо войти в смерть, чтобы достать из глубины память и, таким образом узнать, кто ты – и выйти к свету перерожденным – и услышанным.
Сама автор о поэзии говорит так: «Знайти хороший текст – це як вполювати звіра. Треба бути сильним, точним і мудрим. Уся суть тексту в його подоланні. Інші шляхи – це визбирування дохлих тушок»Александр Михед
Астра«Астра» — это уже третья книга 27-летнего Александра Михеда, который к тому же успел побывать куратором в ПинчукАртЦентре и на ГогольФесте. Новый роман «Астра» — это психотриллер о молодом интеллектуале и его безумных приключениях. В книге вас ждёт все, что только может быть в романе: расчленёнка из «великих мёртвых», древние монстры, театральная постановка, заговор, любовная линия, «отцы и дети», дружба, вытесненная гомосексуальность и катарсис. Текст состоит из двух частей, предлагающих продираться сквозь «per aspera» и «ad astra». В каждой части по тринадцать глав. Всего двадцать шесть; пронумерованы они в порядке убывания – от двадцать пятой до нулевой. Такая нумерация создает ощущение некоего таймера обратного отсчета. А прохождение нулевой отметки – равно прохождению точки невозврата для всего мира романа и его героя. Автор использует приём, оживляющий динамику событий и создающий необходимый для этого жанра саспенс в более длинных и «просевших» главах.
Писатель предлагает нам найти ответы на вопросы, которых лучше бы никогда не задавать. А походу дела – искать правду, несмотря на то, что на этом пути ты можешь потерять всех, кого любил. И осознать, что все на свете — иллюзия. Если Вы таки осмелитесь взять в руки «Астру» – Вы отправитесь дорогой, что ведет вглубь темноты, в основу мироздания.
Говорите, нельзя писать материал о популяризации украинской литературы
ARTMISTO, Татьяна Кисельчук, 29.04.2015
на русском языке?
Можно, я только что это сделала.