Что бы почитать: Сергей Жадан, Александр Михед, Дорис Лессинг
Цифровые технологии переполнили жизнь каждого современного человека прозой короткого жанра. Посты в социальных сетях и блогах, текстовые сообщения, нарезанные на ломти фрагментов большие романы... Поток всей этой информации щедро заполняет досуг любого завсегдатая всемирной паутины. Однако в царстве современной литературы короткий жанр по-прежнему остаётся в тени большой прозы.
Сборники рассказов и повестей крайне редко отмечаются авторитетными премиями. Ещё реже на них акцентируют внимание, рассказывая о творчестве современного писателя.
Очередной книжный обзор составлен вопреки этой дискриминации «литературных меньшинств». Его герои — короткие истории, пожалуй, наиболее многогранного украинского писателя Сергея Жадана, рассказы иллюзиониста смыслов Александра Михеда и повести Нобелевского лауреата Дорис Лессинг.
В ногу с продвижением Украины на первые полосы авторитетнейших мировых изданий, выстроился полк «опатриотившихся» художников, которые стремятся на этой волне попиариться. Манипуляции в этом плане выходят далеко за рамки здравого смысла. Нередко приходится слышать заявления в духе «в своём творчестве я предсказал революцию...» или «в моих работах есть предощущение теперешних событий, ведь написаны они были ещё задолго до...».
Сегодня подобных «пророков от искусства» встречают уже не с распахнутым интересом, а с въедливым подозрением. И правильно — ведь на поверку лишь некоторые чувствуют пульс эпохи настолько точно, что смогли заблаговременно предсказать сердечный приступ, который пережила наша страна в начале года.
К последним осмелюсь причислить Александра Михеда. Его сборник коротких текстов «Понтыизм» — словно фотосессия УЗИ, на которой различимы силуэты тех или иных событий, которые на момент написания были ещё в зачатке: информационная война, революция, гражданские противостояния...
Апокалиптическая атмосфера книги пугает, так что не хочется верить, что в ближайшее время сбудутся и более глобальные трагедии, описанные в «Понтыизме».
Лейтмотив книги — понты, в которые человек верует в течение всей своей истории. Состоит она из 25 текстов самых разных стилей и форм. Каждый из них называется односложно, как концепт: Реклама, Идолы, Кровь... В каждом из них так или иначе фигурирует слово «война», которое расшифровывается по-разному.
Концепция книги напоминает выставку современного искусства, которые заведено сопровождать многословными текстами с объяснениями, что и зачем здесь изображено. Усиливает эту догадку тот факт, что Михед активно проводит кураторские проекты современного искусства.
фрАза.ua, Антон Филатов, 5.10.2014
Самому писателю, как говорится, палец в рот не клади. И причина не столько в том, что изображено на обложке книги, сколько в том, насколько стремительно развивается его литературная карьера. В прошлом году вышла его первая книга «Амнезия», которая получила высокие отзывы не только в Украине, но и за рубежом. Случай достаточно редкий, как для дебютанта. Посмотрим, каких высот достигнет «Понтыизм».