Не для детей: ТОП-5 книг декабря
В схватке со Злом герои этих жестких книг не всегда ведут себя так, как того требует литературный канон, моральные устои и законы жанра. И не потому, что речь, в основном, о детях, которым приходится сталкиваться со взрослыми проблемами нашего мира. Просто те ситуации, в которые их ставят авторы, не всегда соответствуют действительности, а параллельная реальность триллера, боевика и детектива не оставляет им ничего иного, как стать «странными», «сложными» и «неуправляемыми».
Роберто Арльт. Свято заліза. – Л.: Видавництво Анетти Антоненко, 2017
Адское пламя, вспыхнувшее в финале этой пьесы, вряд ли согреет сердце христианина, но, по крайней мере, подогреет интерес к проблеме воспитания антиклерикальных и антивоенных вкусов, которые, впрочем, оказались не ко времени в момент ее написания. Это трагический фарс 1940 года, созданный аргентинским классиком, чье наследие стоит в одном ряду с творчеством Хулио Кортасара.
Водевильные ситуации по стилю напоминают Бальзака и Мопассана, драматические сценки свидетельствуют о влиянии Шекспира, а упомянутый финал отсылает к пьесе «На дне» Горького, в котором человеческая трагедия всего лишь портит настроение компании. Герои у аргентинского автора не лучше - жена фабриканта, созерцая которую «то в декорованому салоні «ролс-ройса», то в золотавому кріслі ложі Великого театру, хто б міг подумати, що ця пані, на чиїх руках сяють такі коштовності, неписьменна грабіжниця», ее муж, «дурний як пень, щедрий як скнара і вдячний як змія», монструозный сынок, коварный слуга, демонический любовник, священник-взяточник. Одного, словно в классической драме, соблазняет Фавн, второго предостерегает Ангел-хранитель, но все герои стоят друг друга, все с тайными помыслами, двойным дном, коварными планами.
Если вспомнить, что в период между двумя войнами мировая драматургия укладывалась в пацифистское русло, наследуя стилистику Джанни Родари с его «сладкой» тематикой и огромным тортом вместо атомной бомбы, который упал на город, то получим вполне «горячий» драматургический канон. В этой пьесе пытаются любой (человеческой) ценой обыграть Бога войны, и кроме жены хозяина и ее любовника, есть тот, для кого писал автор «Приключений Чиполлино», то есть сын фабриканта. «Діти, народжені після війни, мають душі злочинців», - говорит о нем старый слуга, и в этом была «железная» логика, которая утвердится после прочтения пьесы.
ТЕЛЕнеделя, Ігор Бондар-Терещенко, 04.12.2017