Новинки худлита: сказки бабушки панк-рока, кто убил Челентано и взрыв на украинском полигоне идей
Следующая книга с подзаголовком «роман-взрыв» и впрямь может стать первостатейным бестселлером на украинском издательском рынке. И даже не потому, что «№ 1» Остапа Дроздова (Л.: Видавництво Анетти Антоненко) — это авторская исповедь, то есть жанр, довольно востребованный на фоне нынешних «выдуманных» историй, и исключительно благодаря искренности интонации.
Дело в том, что рефлексий на тему «детство, детство, будь ты проклято», которым предается герой «№ 1» Дроздова, вроде бы хватает среди подрастающего поколения авторов десятых годов. Но вот только все они, как правило, о выживании в среде себе подобных, а здесь — жизнь бунтаря, нонконформиста с темой диссертации «Журналистика как инструмент Апокалипсиса». Причем бунтаря, не сдающего позиций «своей правды» ни в школе, ни в университете, ни в семье, где дедушка служил в Красной армии, а бабушка развешивала антисоветские листовки.
Хватает в романе и критики Системы, и прочего недовольства существующим положением вещей, людей и судеб. Например, религии. «Найчастіше на словах „хліб наш насущний дай нам днесь“ я згадую, що давно не їв хліба домашньої випічки з підгорілою скоринкою», — исподволь начинает автор. И продолжает в нарастающем темпе вполне понятной мизантропии: «Мене оточували вічно старі люди, які ніби змагалися між собою, хто кого поховає першим, хто на чиїх поминках з’їсть фаршировані перці. Вони потайки ненавиділи всіх молодих, вони всім своїм виглядом і опущеними донизу кутиками губ виказували відразу до молодості, привабливості, спокусливості, пружності тіла. Це щось схоже на фантомний біль калік, у яких ниють ампутовані кінцівки. Так і в цих жіночок нила їхня відтята молодість, і їхні потріскані чорні п’яти в церкві були квінтесенцією старості віри».
Таким образом, этот необычный для нашего времени роман — своеобразная притча и памфлет о выходе личности из «семейной традиции» в космос «общественных отношений». Когда важно не время, растянувшееся в «№ 1» из прошлого в настоящее с перехлестом в недалекое будущее, а место. Там, где ты родился и собираешься либо жить, либо выживать. Например, в родных краях, да? На самом деле, нет. «Я не раз проклинав країну свого походження, — сознается герой романа, — і пересвідчувався, що вона ніби придумана небесами як експериментальний полігон для випробувань цивілізаційного трешу на живих людях».
Фраза.UA, Ігор Бондар-Терещенко, 10.08.2016